Верить, любить и знать: к 25-летию первого донецкого серебра

Сeгoдня испoлняeтся 72 гoдa Вaлeрию Ярeмчeнкo — лeгeндe дoнeцкoгo «Шaxтeрa». Пoчти рoвнo 25 лeт нaзaд пoд eгo рукoвoдствoм дoнeцкaя кoмaндa впeрвыe стaлa призeрoм чeмпиoнaтa Укрaинa. «Тeррикoн» вспoминaeт тe дни…

После распада союзного чемпионата казалось, что «Шахтер» должен стать одним из главных фаворитов первенства независимой Украины. В самом деле, ну кто мог считаться более сильным конкурентом? Ну, «Динамо», конечно. Ну, «Днепр» еще. И все! Так казалось.

На деле, получилось совершенно иначе. В первом усеченном чемпионате Украины команды были разделены на две группы, фаворитами которых, по посеву, получались «Динамо» и «Шахтер». Киевляне свою группу выиграли. А вот «горняки» отдали лидерство «Таврии». В результате, боролись лишь за 3-е общее место, которое уступили «Днепру». На следующий год «Шахтер» тоже потоптался рядом с пьедесталом почета — но вновь остался 4-м, уступил «бронзовому» «Черноморцу» 4 очка.

«Шахтер» переживал непростые времена. Интерес к футболу в городе упал — народу вообще было слегка не до того, к тому же избалованному матчами высокого уровня донецкому болельщику украинское первенство казалось чем-то второсортным. В результате, трибуны стадиона «Шахтер» постоянно зияли огромными пустотами. Сам клуб не имел настоящего хозяина — его передавали из рук в руки, но никто из очередных владельцев не мог обеспечить приличного финансирования.

И только одно оставалось неизменным все эти годы — главный тренер. Валерий Яремченко принял команду еще в «той жизни» — в реалиях чемпионата СССР. Во второй половине сезона 1989 «Шахтер» активно «валился» под руководством Анатолия Конькова, окончательно потерявшего контакт с игроками. Вот тогда руководство клуба приняло решение пригласить Яремченко, известного как раз своим умением ладить с футболистами и мотивировать их на выполнение задач. Так началось его многолетнее испытание, в ходе которого он провел «Шахтер» через хаос переходного периода, выведя в более-менее спокойные воды.

Чемпионат Украины 1992/93 показал, что «Шахтеру» требуется усиление. В украинский период команда вошла с очень хорошим составом. Но в 1992 потеряла главных звезд — Сергея Щербакова, Сергея Реброва, Сергея Погодина. И хотя пришли такие культовые в ближайшем будущем люди, как Геннадий Орбу и Олег Матвеев, кадровый вопрос решен не был. Усиление напрашивалось по нескольким важным позициям. Но летом 1993 Яремченко его не получил, и в сезон «Шахтер» вступил практически с тем же составом.

Работать и правда было непросто. Те времена Яремченко впоследствии описывал со своим характерным лаконизмом: «Зарплату давали холодильниками и телевизорамии. И вопреки всему команда играла». Он старался зажечь игроков, как мог. В том числе — и эмоциональной провокацией: «Я нарушал все педагогические принципы. Навлекал на себя отрицательную реакцию человека. Заставлял влезать в серьезный конфликт со мной. Что, по общему мнению, идет вразрез с педагогикой». Вообще, Яремченко всегда пользовался репутацией жесткого руководителя, порой даже диктатора. Любопытно, однако, что при этом большинство игроков считали его «отцом родным» и стояли за него горой. Объяснение, скорее всего, простое — Яремченко всегда был прям и искренен, это хорошо чувствовалось окружающими.

Так или иначе, но команда сезоне 1993/94, пусть и не сильно отличаясь по составу от сезона предыдущего, качественно была уже другой. Играла легче, раскованнее, охотнее атаковала и больше забивала, став в итоге с 64 голами самой результативной в чемпионате. Яремченко удалось создать атакующий кулак из Олега Матвеева, Сергея Онопко, Сергея Ателькина и Валерия Кривенцова — в сумме они наколотили львиную долю командных голов (48). Главным красавцем в этой компании был Матвеев, с 17 голами чуть не выиграв бомбардирскую гонку у Тимерлана Гусейнова.

Нельзя сказать, что сезон получился ровным. Всякое случалось — и победы над «Черноморцем» и «Днепром», и поражения от «Вереса» и шепетовского «Темпа». Но в призовой тройке «Шахтер» держался постоянно, а во втором круге — бессменно шел вторым. Расслабляться не приходилось — основательно поджимал «Черноморец». И, проиграй «Шахтер» дома киевскому «Динамо», мог и не взять «серебро».

Тот матч в мае 1994 все и определил. «Чемпион Украины не уступал на внутренней арене около года, а в чемпионате — почти 30 матчей. В поединке равных соперников все решила атака хозяев на 78-й минуте, когда передачу Попова в штрафную замкнул головой Ателькин — 1:0», — пишет об этом поединке историк донецкого футбола Алексей Бабешко. Так и была решена судьба «серебра». Все понимали, что это — максимум, на который может в чемпионате Украины рассчитывать любая команда, если она не называется «Динамо». И потому «серебро» расценивалось как маленький триумф.

Так команда Яремченко взяла первые украинские медали. Потом у него с «Шахтером» было всякое — от любви до не очень, когда приходилось и из клуба уходить на какое-то время. Но следующее свое «серебро» «Шахтер» взял опять-таки с ним. И было это в 1997, уже при новом владельце. «Моя философия успеха состоит из трех составляющих: любить, верить и знать. Я знаю, что Валерий Иванович любит свою команду. А на мой вопрос, верит ли он, что команда выйдет на более качественный уровень, и знает ли, как это сделать, он ответил «да». Яремченко четко знает, что нужно делать», — высказался Ринат Ахметов о тренере, принимая его в очередной раз на работу. «Любить, верить и знать» — может, более емко натуру Яремченко и не опишешь…

Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.