Из Динамо — в Шахтер: ничего уникального!

Жуниoр Мoрaeс сoвeршил шaг, кoтoрый мнoгим пoкaзaлся нeпoстижимым — пeрeшeл из «Динaмo» в «Шaxтeр». Мeжду тeм, кaк пoкaзывaeт футбoльнaя истoрия, ничeгo тaкoгo oсoбeннoгo в этoм пoступкe нeт. Нa прoтяжeнии сущeствoвaния oбoиx клубoв мигрaция мeжду ними былa aктивнeйшaя. В тoм числe — и в нaпрaвлeнии из Киeвa в Дoнeцк…

Сaмыe пeрвыe

Пeрвым чeлoвeкoм, пeрeшeдшим из «Динaмo» в «Шaxтeр», стaл в 1949 форвард Олег Жуков. Впрочем, считать его «чистым динамовцем» можно с большой натяжкой. Уроженец Юзовки, он вырос как футболист в этом городе и в 1946 был взят киевлянами с надеждой на большое будущее. Но что-то у него не сложилось в «Динамо» — и он вернулся домой, чтобы ощутимо поучаствовать в «бронзовом» успехе команды в 1951.

А первым, кто переехал в Донецк из «Динамо» как на совершенно новое место, стал легендарный полузащитник 50-х Александр Алпатов. Он не то, чтобы киевлянин. Он совсем не киевлянин — наоборот, уроженец Луганска. Но в «Динамо» отыграл целый сезон 1950. И, в принципе, дела пошли — на его счету было 29 матчей и 2 гола. Но его переманили в «Шахтер» на волне интереса к команде министра угольной промышленности Александра Засядько. Тогда было чем переманивать… В «Шахтере» этот блестящий полузащитник провел 9 сезонов, став одним из знаковых исполнителей того времени. В Киеве его талант продолжали ценить — и когда в 1956 составляли сборную Украины для участия в Спартакиаде СССР, он занял место в «основе».

В ту эпоху до Донецка (тогда еще Сталино) доехал еще один представитель «Динамо» — вратарь Евгений Лемешко, впоследствии — известный тренер. Правда, между «Динамо» и «Шахтером» у него получилась «прокладка» в виде николаевского «Судостроителя» — но совсем недолгая, полугодичная. В августе 1959 он занял пост в воротах донецкого клуба, но отстоял лишь 5 матчей, получил травму мениска и вынужден был завершить карьеру в 29 лет.

Миграция 60-х

В 60-е годы наладилась довольно активная миграция киевлян в Донецк. Правда, как правило, они приезжали на сезон-другой. Так отметились в «Шахтере» нападающий Игорь Зайцев (1961-62), вратарь Леонид Клюев (1962-63). Особняком в этом списке стоит защитник Владимир Щегольков. На момент появления в Донецке он был полноценной звездой, в «Динамо» начала 60-х считался незаменимым центром обороны. Но потом появился Федор Медвидь — и Щеголькова начали «задвигать». В конце концов, пришлось искать какое-то другое место работы. А в Донецк как раз переместились его старые знакомые Валерий Лобановский и Олег Базилевич. И Щегольков принял предложение составить им компанию. Но с главным тренером Олегом Ошенковым он не сработался и смог сыграть в «Шахтере» всего 5 матчей.

Сразу скажем, что Лобановского и Базилевича мы в нашем обзоре учитывать не будем, поскольку они пришли в «Шахтер» не напрямую из «Динамо», а все-таки через «Черноморец». А нас интересуют только «чистые» случаи.

К таким относится один из самых удачных примеров «приживаемости» киевлянина в Донецке. Речь идет о нападающем Станиславе Евсеенко. Выходец из Кировограда, он пару лет провел в системе «Динамо» — но так и не сыграл ни разу за основной состав. С легким сердцем его в 1965 отдали «Шахтеру», где он провел 6 неплохих сезонов. Сыграл 166 матчей, забил 25 голов и был любим публикой, которая уже очень скоро забыла о том, что Евсеенко — киевлянин.

В том же 1965 «Шахтер» пополнил Анатолий Пилипчук. В отличие от большинства пришельцев из «Динамо», он в Киеве родился и вырос. «Горняцкая» карьера у него получилась своеобразная. Отыграв 3 сезона, он на 2 года вернулся в «Динамо», но в 1969 опять перешел в «Шахтер», чтобы остаться здесь до 1971. После вылета «Шахтера» в Первую лигу он перешел в набиравший силу «Днепр», где и остался до конца карьеры.

70-е: три Виктора

В 70-х годах киевлян в Донецке появилось немного, но среди них — возможно, лучший из них. Это Виктор Кондратов, передний центральный защитник «золотого» состава «Шахтера» тех лет. Тоже киевлянин по рождению, он прошел футбольное образование в «Динамо» и с 1969 пытался пробиться в основной состав звездной команды, и даже сыграл в ней 16 матчей. Но, в конце концов, понял, что надо искать другой вариант. И нашел его в Донецке как раз накануне сезона 1975, в котором «Шахтер» впервые в истории взял «серебро». С командой он разделил все успехи 70-х и покинул ее лишь после сезона 1981, когда новый тренер Виктор носов затеял коренную перестройку.

В 1977 «Шахтер» получил еще одного классного киевлянина — нападающего Виктора Насташевского, блеснувшего на триумфальном для СССР чемпионате Европы. Ему прочили сказочное будущее — но Лобановский в него не поверил и отпустил в Донецк, куда его позвали по протекции знавшего его Виктора Звягинцева. Его только начали подпускать к играм «основы», как последовал призыв в армию — и Насташевский ушел в киевский СКА, где и «завис» на долгие годы.

Это десятилетие знает еще одного «киевского Виктора». Это был нападающий по фамилии Кащей, в истории команды — не столь заметный, потому что пробыл в ней единственный сезон — и как раз тот, который «Шахтер» провел в Первой лиге. А перед этим Кащей несколько лет пытался сделать карьеру в «Динамо». В сезоне 1970 даже умудрился провести 22 матча за чемпионат. Но в итоге, был вытеснен более молодыми и перспективными Блохиным и Колотовым. В «Шахтере» за сезон он провел 19 матчей и забил 3 гола.

80-е: новая киевская волна

Следующее десятилетие привело в Донецк гораздо большее количество киевлян. Это было уже что-то вроде тенденции. Причем появлялись люди весьма маститые — например, вратарь Михаил Михайлов, отыгравший в «Шахтере» сезон 1989. Впрочем, он попал в Донецк не напрямую из Киева, так что о нем не будем. А вот, например, защитник Сергей Журавлев — прямой киевский «мигрант». 5 лет этот луганчанин провел в «Динамо» и считался одним из основных центральных защитников клуба. Дважды становился чемпионом СССР, даже за сборную однажды играл. Их пара с Сергеем Балтачей казалась идеальной. Но не мог обуздать свои простые человеческие слабости, был отчислен из команды. Тут-то его и принял в свои объятия «Шахтер». На новом месте Журавлев провел лишь год, сыграл 12 матчей — и пошел скитаться дальше.

Пример противоположного свойства — Александр Сопко. Он покинул «Динамо» как раз в те годы, когда там цвел талант Журавлева. С 1981 он — в «Шахтере». Все десятилетие оставался столпом донецкой обороны, проведя за команду более 250 матчей. Наверное, это пример если и не самого удачного, то уж точно — самого прочного «врастания» в «Шахтер».

Были и менее яркие, но все-таки заметные примеры. В 1986 в «Шахтере» «припарковался» защитник Михаил Олефиренко, который в течение почти 10 лет провел в «Динамо» на вторых ролях. Донецк ему обеспечил роли посущественнее — правда, ненадолго. Более удачно вписался в донецкую команду защитник Василий Евсеев. У него в Киеве вроде бы поначалу очень даже складывалось, но из-за смены позиции он потерял доверие Лобановского и в 1988 перешел в «Шахтер», где за 3 следующих года сыграл 109 матчей, забив 5 голов.

Закрывает 80-е годы в нашем исследовании один из наиболее звездных среди всех киевских «мигрантов» — Андрей Канчельскис. В 1988 этот выходец из кировоградской «Звезды» был смело введен Лобановским в бой, почти сразу начал забивать. Но все-таки перспективы получить максимум игрового времени здесь не видел. В конце 1989 он уже созрел для перехода. И тут появилось предложение от «Шахтера». В Донецке создавалась молодая и перспективная команда — может быть, одна из лучших в истории «Шахтера». Здесь Канчельскис провел полтора успешных года, дорос до игрока сборной СССР и был с шумом продан в «Манчестер Юнайтед» за смешные деньги — 650 тысяч фунтов…

90-е: между Ковтуном и Матвеевым

В 90-е годы из «Динамо» в «Шахтер» люди попадали реже. Но попадали. Первым стал вратарь Андрей Ковтун. Из киевских дублеров он сразу выдвинулся в первые номера «горняков» — из за пару лет сыграл здесь почти полсотни матчей. Но в 1992 вернулся домой, так что в чемпионатах независимой Украины с «Шахтером» уже ничего общего не имел.

Самым заметным киевлянином, окопавшимся в Донецке после 1991, стал форвард Олег Матвеев — лучший бомбардир десятилетия для «Шахтера». Он начинал карьеру в «Ростсельмаше», в 1989 был привлечен в «Динамо», где сыграл 13 матчей и ничего не забил. В 1992 стал игроком «Шахтера», где оставался до 2000 (с перерывом на полгода в «Кремне»). Вызывался в сборную. В 1997 стал самым результативным игроком чемпионата Украины. Всего за донецкую команду выступал в 142 матчах, забил 61 гол.

Кроме того, несколько динамовцев в начале этого десятилетия попадали в «Шахтер» легким транзитом, после недолгого пребывания в других командах. Например — полузащитники Сергей Погодин, Игорь Корниец и Михаил Стельмах. Но это опять-таки, не наши примеры.

Новый век, новые понятия

В XXI веке противостояние между «Шахтером» и «Динамо» вышло на высочайший уровень. В такой напряженной атмосфере прямой переход из клуба в клуб становился практически невозможным. Непрямые случались. Например, Александр Кучер, выпускник молодежной школы «Динамо», попал в «Шахтер» в 2006 после 6-летнего путешествия по украинским клубам. Аналогичный случай — Рустам Худжамов. Владимир Езерский, не киевский воспитанник, тоже немного поиграл в «Динамо» — но между этим эпизодом и приходом в «Шахтер» сменил еще 2 клуба.

И даже Александр Рыбка, которого многие считают ярчайшим примером динамовского «мигранта», на самом деле, в 2011 пришел в «Шахтер» из «Оболони». И поэтому никаким примером, на самом деле, в нашей теме не является.

Другое дело — Жуниор Мораес. В его случае, между «Динамо» и «Шахтером» нет ничего. И значит, он — первый чистый киевский «мигрант» за все время с начала великого противостояния…

Вадим Самойлов, специально для «Террикона»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.