Сага о «переезде» Шахтера в Запорожье

В свете продолжающихся мучений и, возможно, скорой гибели запорожского «Металлурга» хотелось бы поделиться мыслями о том, почему к проблемам клуба вдруг приплели «Шахтер». Поводом для этих размышлений послужила акция болельщиков, которые на матче «Шахтера» и «Волыни» в Запорожье (21 ноября) развернули по ходу второго тайма баннер «Вам здесь не рады». Почему-то не покидают ощущения, что в бедах запорожского «Металлурга» не хотят искать главную причину (она-то на поверхности), а решили по улично-огульному принципу «валить все на серого».

Итак, собственно, мысли.

1. Кто развернул?
Люди, которые развернули баннер, возможно, не имеют никакого отношения к болельщикам (ультрас и прочим). Этот вывод напрашивается хотя бы вот из чего: на руках немолодых, но крепких людей были повязаны фанатские розы… «Волыни». Ну какое, скажите, дело луцким фанатам до того, рады «Шахтеру» в Запорожье или нет? Откуда им вообще знать — рады или не рады? В своем Луцке им виднее — это да. Совсем другое дело, если бы к баннеру имели отношение фанаты запорожского «Металлурга». Или, на худой конец, луганской «Зари», которая тоже присоседилась в Запорожье с недавних пор.

2. Подготовка и реализация.
Почему баннер появился только в середине второго тайма после четвертого гола Гладкого? Вероятно, это связано с техническими сложностями по проносу многометрового полотнища шириной примерно полтора метра в чашу стадиона. Через кордоны такое вряд ли пронесешь, а вот в перерыве бдительность работников службы безопасности может и рассеяться. Кроме того, баннер можно было припрятать заранее где-то на территории «Славутич Арены». В любом случае, первыми на вывешивание «нерадушного» баннера отреагировали простые болельщики, которые и принялись его срывать — он просто мешал смотреть футбол.

3. СМИ.
Частенько доводится читать местную запорожскую прессу. Она и раньше плохо отзывалась о «Шахтере» и вообще обо всем, что имеет отношение к Донецку. Например, когда еще в сентябре впервые заговорили о скором банкротстве запорожского «Металлурга», местные журналисты увидели в этой проблеме буквально следующее: фактический хозяин «Запорожстали» (контрольным пакетом владеет СКМ) Ринат Ахметов решил фактически закрыть ФК «Металлург», чтобы потом прибрать учебно-тренировочную базу, стадион и перевезти свой клуб в Запорожье. Вот только кроме мотива в этих размышлизмах ничего не было сказано о самом механизме уничтожения «Металлурга». Ну, например, «надавать по рукам» потенциальным инвесторам, которых, правда, нет в принципе. (Можно судить хотя бы потому, что на специально открытый счет по спасению клуба меценаты проигнорировали.). И почему-то не встречались в местной прессе слова благодарности в адрес «Запорожстали», которая, в отличие от других предприятий города, дала денег «Металлургу», чтобы команда дотянула хотя бы до зимы.

4. Политика.
Недавние выборы мэра в Запорожье назвали реваншем регионалов и Ахметова. Ну да, мэром выбрали главного инженера «Запорожстали», что меньшей половине города, понятно, не понравилось. То, что деньги комбината помогли «Металлургу» не сняться с чемпионата уже в октябре, почему-то никого не тронуло.

5. Собственно, деньги.
Для того, чтобы изготовить многометровый баннер, нужно потратиться. Это явно не 100 и не 200 гривен. Простые фанаты не будут сорить деньгами — нечем. Значит, дали. Кто? К примеру, те, кто не заинтересован в том, чтобы продонецкие силы правили бал в Запорожье (см. п.4). Наверняка расчет был и на то, чтобы баннер попал в телетрансляцию. И вот еще какой момент: профессиональные фотографы на стадионе едва успели запечатлеть этот момент с развешиванием баннером, а некая барышня-фотограф не прощелкала. Как будто знала в какое время и в каком месте полотно появится. Ее фото и разошлись по интернету под рубрикой «скандал». Ай-яй-яй!

6. Посещаемость.
Непонятно, как это в Запорожье могут быть не рады «Шахтеру», если матч с «Волынью» собрал ровно половину стадиона — 6 000 человек. Правда, местные СМИ накануне писали, что «Запорожсталь» скупила все билеты и принудительно раздала своим сотрудникам. Как видим, это неправда, потому что в этом случае на стадионе был бы аншлаг (12 тысяч) или около того. Что любопытно: местный «Металлург» в этом сезоне в среднем собирает чуть больше трех тысяч болельщиков («Заря» еще меньше). Максимум был зафиксирован на игре «Металлурга» с донецким «Олимпиком» 3-го октября (6 960 зрителей), когда в связи с бедственным положением клуба для болельщиков был объявлен бесплатный вход на стадион.

7. «Карпаты» — в Одессе.
Слухи — вещь, как правило, сенсационная. Перед матчем «Шахтера» с «Волынью» заговорили как о свершившемся факте, что перенесенную игру 12-го тура с «Карпатами» (3 декабря) донецкий клуб тоже проведет в Запорожье. Только почему-то она пройдет в Одессе, где «Шахтер» в роли хозяина поля принимал в августе «Днепр» и которая, кстати, собрала больше 13 тысяч зрителей. И теперь хотелось бы обратиться к запорожским слухометам: кто там что говорил?

Так и живем. Да, «Шахтеру» несладко вдали от дома, ностальгия по «Донбасс Арене» устойчива, во Львове команде рады разве что на матчах Лиги чемпионов. Смысл проводить игру с «Карпатами» на «Арене Львов», если стадион будет однозначно болеть за местную команду. Помните, где в минувшем чемпионате прошел домашний матч «горняков» с «Карпатами»? Правильно, в Киеве на «Оболонь Арене». Руководство «Шахтера» давно заявило о цели сыграть хоть во всех городах Украины, тем самым популяризировать клуб среди украинских болельщиков. Запорожье — всего лишь часть программы. В этом футбольном городе лучше бы помогли «Металлургу» не погибнуть. В свое время здесь было сразу два крепких клуба высшей лиге («Торпедо»). Но в Запорожье предпочитают не помнить об ошибках. Лучше найти крайнего, который об этом даже не подозревает.

Георгий Нестеров, специально для «Народного блога»

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.